Художественная коллекция
Кемеровского государственного
института культуры
ИСТОРИЯ КОЛЛЕКЦИИ

Шунков Александр Викторович,

Ректор Кемеровского государственного института культуры, доктор филологических наук, доцент

Уважаемые друзья, партнеры и гости Кемеровского государственного института культуры!


Рад представить вам каталог художественной коллекции Кемеровского государственного института культуры. Коллекция начала формироваться 30 лет назад, с момента передачи вузу двух десятков живописных работ кузбасских и сибирских художников конца 80-х – начала 90-х годов XX века: Евгения Тищенко, Анатолия Казанцева, Андрея Поздеева, Александра Бобкина, Ивана Филичева и других авторов. Сегодня произведения этих художников по праву считаются достоянием регионального искусства и составляют основу фондов региональных музеев изобразительного искусства. В ряду обладателей и хранителей произведений живописи, представляющих развитие советского искусства последней трети XX века, посчастливилось оказаться и Кемеровскому государственному институту культуры.

Традицию экспонирования произведений живописи и графики в учебных аудиториях института заложил ректор Евгений Михайлович Титаренко. В период его руководства (1991–1995) в КемГИК были переданы первые работы, составившие основу коллекции: живописное полотно А. Г. Поздеева «Аттракцион» и шесть картин А. А. Казанцева. Именно эти произведения стали ядром коллекции и объектом неугасающего интереса экспертного сообщества и гостей вуза. Сегодня «Аттракцион» А. Г. Поздеева, хранящийся в КемГИК, включен во все каталоги работ автора.

Другой человек, без которого не смогла бы состояться коллекция института, – это Владимир Иванович Бедин, проработавший 20 лет начальником Департамента культуры Кемеровской области (1984–2004). Благодаря его идее, родившейся в начале 90-х годов XX века, передавать произведения кузбасских художников в учреждения культуры Кузбасса, была начата традиция накопления фонда изобразительного искусства в КемГИК. А в 2015 году Владимир Иванович, уезжая из Кемерова в Москву, передал в собрание КемГИК 20 работ из своей личной коллекции. Такого мощного пополнения художественный фонд института не знал с момента своего рождения!

В течение 30 лет художественная коллекция КемГИК увеличивалась, пополнялась работами не только региональных авторов, но также российских и зарубежных.
В 2014 году, объявленным в России Годом культуры, директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино Екатерина Юрьевна Гениева подарила КемГИК коллекцию принтов крымских пейзажей русского поэта и художника Максимилиана Волошина. Это качественные печатные копии, сделанные в единственном экземпляре, с акварелей поэта Серебряного века, хранившихся в семейном архиве Екатерины Юрьевны. Она как правообладатель оригинальных акварельных работ Максимилиана Волошина специально для КемГИК разрешила сделать их качественные копии, передающие все оттенки цветов, линии автографа автора. Таких экспонатов нет ни в одном музее Кузбасса.

Прочные партнерские отношения сложились у КемГИК и Чаньчуньского педагогического университета (КНР). Своеобразным залогом этого сотрудничества стала картина художника Ван Бо (выполненная в традиционной для Китая технике Го-хуа), полученная в дар от ректора Чанчуньского педагогического университета Лю Чунминь по случаю 50-летия КемГИК.

Самостоятельной коллекцией представлен подарок от факультета искусств Нишского университета (Сербия). Это семь произведений четырех молодых сербских художников (Александры Вуксанович, Лиляны Джуричич, Андрияны Станимирович, Милицы Трайкович), выполненных в авторских техниках.

Экспозиция живописи и графики, размещенная в главном корпусе КемГИК, является центром притяжения для кемеровских художников. За тридцатилетний период собирания фонда живописи и графики в главном корпусе вуза прошло более тридцати выставок кузбасских художников. Выступая как площадка для экспонирования и творческих встреч, КемГИК стал одним из эпицентров художественной жизни Кузбасса. Результат активной позиции КемГИК в организации художественного сообщества Сибири – возникновение прочных отношений с ведущими кемеровскими художниками, многие из которых затем адресно передавали вузу свои работы.

Так, в 2018 году Евгений Матвеевич Тищенко подарил КемГИК монументальное панно в технике энкаустики «Славянские девушки». Анастасия Филичева по завещанию своего отца, кемеровского живописца Ивана Ивановича Филичева, передала в коллекцию КемГИК шесть живописных произведений и тридцать три рисунка художника. К сожалению, Е. М. Тищенко и И. И. Филичев в 2020 году ушли из жизни. Теперь их работы для вуза не только имеют высокую художественную ценность, но и являются определенной исторической вехой, напоминанием о времени общения с известными художниками.
Дальнейшее развитие художественной коллекции вуза (сегодня это более 120 работ), ее экспонирование, научно-исследовательская работа, направленная на изучение творчества художников Сибири, а также внедрение инклюзивных музейных технологий будут способствовать сохранению и укреплению фундаментальных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, повышению интеллектуального и культурного уровней образованности общества, развитию дружеских связей и партнерских отношений в области культуры и искусства.

Титаренко Евгений Михайлович,

кандидат философских наук, ректор Кемеровского государственного института культуры (1991 - 1995)

НА ПУТИ К ИДЕАЛЬНОМУ МУЗЕЮ

Идея создания картинной галереи родилась не столько из желания декорировать пространство или прагматики образовательной деятельности, хотя и это представлялось важным, сколько из соображений эстетического и мироустроительного характера, желания создать органичную среду для постижения подлинной высокой культуры. Жизнь студентов и преподавателей протекает в атмосфере поисков форм изучения языка искусства, освоения все расширяющегося потока информации. Художественные произведения в стенах Института искусств и культуры обретают естественную, органичную среду, наполненную повседневным вниманием и интересом. Понимание глубины и многообразия художественной жизни позволяет прикоснуться к тайнам творчества, синтезировать некую общность образного строя культуры. Изобразительное искусство – наглядный источник концептуализации пространства, приближающий к постижению истины и красоты. Это представление определяло развитие образования, институционально объединяющего университет, библиотеку, музей, художественное собрание. Центры образования становились центрами культуры.
Формирование коллекции живописи и графики Кемеровского государственного института искусств и культуры видится шагом на пути к модели некоего внутреннего устройства, направляющего творческий процесс, следующего традициям и одновременно устремленного к открытию нового. Время требовало осмысления метаморфоз социальной и духовной жизни, что возбуждало интерес к современному изобразительному искусству с его поисками форм передачи идеи отображаемого. Чрезвычайно актуальной становилась проблема понимания и интерпретации произведения, осмысления сложности и многообразия феномена художественности. Этому предстояло научить студентов.
Основу коллекции составили работы художников Кузбасса и других регионов Сибири. В едином пространстве были представлены произведения разных художественных школ, направлений, жанров, что воспринималось как многоголосие высказываний, вовлекающих зрителя в лабиринт поиска сути образов. Экспозиция позволяла увидеть и открыть для себя работы Андрея Поздеева, Алексея Хмелевского, Евгения Тищенко и всех тех, кто дарует энергетику открытия себя и мира впервые, показывает динамику внутренней жизни человека.
Собрание института еще в те, 1990-е годы в известной степени было проективным, то есть открывало новое пространство бытия человека и дополняло, «достраивало» художественное пространство города, главной точкой которого был Областной музей изобразительного искусства с обширной коллекцией живописи и графики, декоративного искусства. Картины Андрея Поздеева, украшающие Галерею института искусств и культуры, воскрешают воспоминания о ярчайшем явлении того времени – открытой в Кемерово Рудольфом Карягиным галерее. Она представляла творчество выдающегося художника, произведения которого хранятся и выставляются во многих музеях страны. Так, Санкт-Петербург увидел живопись Поздеева на выставке «Абстракция в России: ХХ век» (ГРМ, 2001). Музей современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург) провел выставку «Андрей Поздеев» в 2011 году. Художественная галерея института может гордиться обладанием работ мастера, создавшего уникальные по выразительности циклы произведений.
Формирование художественной коллекции Кемеровского государственного института искусств и культуры осуществлялось при деятельном участии Ирины Федоровны Федоровой, заместителя главы администрации области, и Владимира Ивановича Бедина, возглавлявшего комитет по культуре области. Их заинтересованность в развитии института и понимание миссии вуза в формировании культуры региона позволили осуществить проект создания художественной галереи. Это было начало. Современность открывает новые возможности и новые горизонты на пути к идеальному музею.

 Евгений Михайлович Титаренко

Бедин Владимир Иванович,

с 1984 по 2004 год - начальник Управления культуры Кемеровского облисполкома, начальник Департамента культуры Кемеровской области

Дорогие друзья!


Сердечно поздравляю с 30-летним юбилеем создания художественной коллекции в институте!

Вспоминаю события, связанные с началом её формирования. Ректором института тогда был Евгений Михайлович Титаренко, который победил в 1991 году на выборах ректора, впервые проводившихся на конкурсной основе. В 1993 году глава администрации Кемеровской области Михаил Борисович Кислюк решил посетить институт. Кстати, его жена Любовь Анатольевна была выпускницей библиотечного факультета. И здесь возникла следующая ситуация: во время посещения вуза и встречи с его коллективом руководитель региона должен был подарить институту на память какой-то значимый подарок. Встречаясь с Евгением Михайловичем, мы вдвоем решили, что самым лучшим подарком от области будут картины художников. Евгений Михайлович уже тогда думал о создании музея в институте. Мы любили с ним посещать частную галерею скульптора, художника Рудольфа Ивановича Корягина «Сибирский салон» в Городском саду. Попросили его подобрать для приобретения картины и чтобы в этот список обязательно были включены работы красноярского художника Андрея Геннадьевича Поздеева. Это была большая просьба Е. М. Титаренко. Так все и случилось. Отобранные работы, составляющие сейчас основу художественной коллекции института, были выставлены в зале заседаний Учёного совета (ауд. 221). Ректор для гостей вуза тогда сам провёл интересную экскурсию. Так начинала формироваться коллекция института.


А спустя 22 года, 16 мая 2015 года, было открытие выставки картин из моей коллекции «Художники в моей жизни». Двадцать работ с этой выставки мы с женой Людмилой Николаевной передали в дар нашему вузу.

В последние годы для пополнения коллекции, реставрации работ, их экспонирования очень много сделал ректор Александр Викторович Шунков (и в этом они чем-то похожи с Евгением Михайловичем Титаренко). Он создал замечательный цикл передач «В музей с ректором» об авторах и их работах, находящихся в коллекции, о дарителях, внесших свой вклад в пополнение художественного фонда вуза. Замечательная реализация личного проекта Александра Викторовича! В итоге он поднял значимость художественной коллекции не только для вуза, но и для города и Кузбасса. Не так много в регионе организаций (их единицы!), у которых были бы свои полноценные коллекции живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Моя особая благодарность искусствоведу Наталье Сергеевне Поповой за постоянную заботу о такой нужной коллекции! Желаю новых творческих успехов и процветания дорогому мне Кемеровскому государственному институту культуры!

С любовью, всегда Ваш Владимир Бедин,

почётный профессор КемГИК